Проективная геометрия в колоде Кроули

Одно из самых популярных колод Таро является колода Алистера Кроули. Она, пожалуй, самая сильная и интересная. Она настолько насыщена символикой, что её можно бесконечно расшифровывать, находя всё новые и новые грани.
Сам автор колоды был весьма необычной и скандальной личностью. В 1904 году он записал в Каире под диктовку сверхчеловеческого разума, «Книгу Закона».
Тридцать три года спустя Кроули познакомился с художницей Фридой Харрис. Он решил создать новую колоду Таро и предложил леди Харрис нарисовать карты в соответствии с его замыслом. Он говорил: «…наше новое Таро можно рассматривать как систему иллюстраций к «Книге Закона”, поскольку оно во всем опирается на изложенное в ней учение».
В «Книге Тота» Кроули отмечает, что гармоничность карт свидетельствует о верности применения символов и цветов, подобранных в соответствии с учением священной каббалы, на которой основано его Таро.
Составляя коллажи из карт этой колоды, можно увидеть, что связи между теми или иными картами определяются не только цветовыми и символическими параллелями, но и самой геометрией изображений. Какого же рода геометрию леди Харрис использовала для создания этих связей?
Использованная ею геометрия известна под названием «синтетическая проективная геометрия». Многие её идеи опираются на математические, и на мистические предположения. Она говорит о том, что все точки любого мыслимого пространства находятся на одинаковом расстоянии от бесконечно удаленной поверхности.
Антропосов Рудольф Штайнер признавал, что идея бесконечного центра не менее важна для человека, чем представление о бесконечно удаленной периферии. Сама категория бесконечности необходима человечеству для душевного и эмоционального равновесия и для духовного развития. Штайнер полагал, что бесконечность — или, лучше сказать, бесконечное ничто — заключено в центре солнца.
Фрида Харрис познакомилась с проективной геометрией и ее практическим применением в графике, посещая курсы в Штайнерской школе. В это же время она и рисовала арканы Таро, применяя правила этой геометрии.
Фактически, живое вещество — это и есть физическая манифестация эфирного пространства. Процесс роста протекает не в эфирном, а в обычном пространстве, но первый толчок к нему дают силы, заключенные в «точке роста», внутри которой скрыта бесконечность.
Семя или прорастающий зародыш физически невелики, но в эфирном пространстве огромны! И это в точности описывалось концепциями высшей математики.
По сути проективная геометрия показывает, что все материальные тела имеют своё продолжение и что мы являемся намного большим, чем просто тело.



Концепция бесконечно малой точки, заключающей в себе жизненную силу бесконечности, занимает важнейшее место и в «Книге Закона». Эта точка называется Хадитом. Сам Хадит описывает себя в «Книге Закона» так:
Я — пламя, горящее в сердце каждого человека и в ядре каждой звезды. Я — Жизнь и податель Жизни, и потому познавший меня знает смерть [II:6].
Три главы «Книги Закона» соответствуют трем божествам египетского происхождения: Нут, Хадиту и Хору.
Хадит, олицетворяет сокровенное средоточие каждого человека. Эта та искра света, которая превосходит и смерть, и перерождение. Это пространство сродни «солнечному пространству».
Нут, — богиня неба. Она — само звездное небо, объемлющее собою все, что нас окружает. Хор — сын Нут и Хадита, плод союза двух бесконечностей: бесконечного центра и бесконечной окружности.
В «Книге Закона» обнаруживаются переклички с идеями проективной геометрии и с концепцией солнечного пространства.
Аналогия солнечному пространству обнаруживается в работе наших органов чувств: всякий предмет кажется нам тем меньше, чем более он от нас удален. Чем ближе ко мне оказывается предмет, тем он становится крупнее; чем ближе предмет к центру моего восприятия — к моей душе, пребывающей в солнечном пространстве, — тем больше ему уделяется места.
Связь между нашей душой и телом обеспечивает наше световое, или астральное, тело. В астральном теле сосредоточены все наши чувства и страсти.
Астральное тело пронизывает собою другое тонкое тело — эфирное, а оно, в свою очередь, пронизывает собою физическое тело, вдыхая в него жизнь. Эфирное тело занимает промежуточное положение между материальным и нематериальным существованием.
Описанные здесь пространственные и временные структуры призваны помочь каждому человеку исполнить его свободную волю. Источник же этой свободной воли — духовный мир: наше высшее «Я», наша душа.
По материалам статьи Клааса Хоффмана

No Comments Yet.

Leave a Reply

Message